The Real "Hello World"1. Идея (hello.c)
main()
Показательно, но совершенно не интересно. Программа конечно работает, режим защищенный, но ведь для ее функционирования требуется ЦЕЛАЯ операционная система. А что если написать такой "Hello World", для которого ничего не надо. Вставляем дискетку в компьютер, загружаемся с нее и ..."Hello World". Можно даже прокричать это приветствие из защищенного режима. Сказано - сделано. С чего бы начать?.. Набраться знаний, конечно. Для этого очень хорошо полазить в исходниках Linux и Thix. Первая система всем хорошо знакома, вторая менее известна, но не менее полезна. Подучились? ... Понятно, что сперва надо написать загрузочный сектор для нашей мини-опрерационки (а ведь это именно мини-операционка). Поскольку процессор грузится в 16-разрядном режиме, то для сохджания загрузочного сектора используется ассемблер и линковщик из пакета bin86. Можно, конечно, поискать еще что-нибудь, но оба наших примера используют именно его и мы тоже пойдет по стопам учителей. Синтаксис этого ассемблера немколько странноватый, совмещающий черты, характерные и для Intel и для AT&T (за подробностями направляйтесь в Linux-Assembly-HOWTO), но после пары недель мучений можно привыкнуть. 2. Загрузочный сектор (boot.S)Сознательно не буду приводить листингов программ. Так станут понятней основные идеи, да и вам будет намного приятней, если все напишите своими руками.Для начала определимся с основными константами. START_HEAD = 0 - Головка привода, которою будем использовать. START_TRACK =
0 - Дорожка, откуда начнем чтение.
SYSSIZE = 10 - Размер ядра в секторах (каждый сектор содержит 512 байт) FLOPPY_ID
= 0 - Идентификатор
привода. 0 - для первого, 1 - для второго
В процессе загрузки будет происходить следующее. Загрузчик BIOS считает первый сектор дискеты, положит его по адресу 0000:0x7c00 и передаст туда управление. Мы его получим и для начала переместим себя пониже по адресу 0000:0x600, перейдем туда и спокойно продолжим работу. Собственно вся наша работа будет состоять из загрузки ядра (сектора 2 - 12 первой дорожки дискеты) по адресу 0x100:0000, переходу в защищенный режим и скачку на первые строки ядра. В связи с этим еще несколько констант: BOOTSEG
= 0x7c00 -
Сюда поместит загрузочный сектор BIOS.
DATA_ARB
= 0x92 - Определитель
сегмента данных для дескриптора
Первым делом произведем перемещение самих себя в более приемлемое место.
cli
Теперь необходимо настроить как следует сегменты для данных (es, ds) и для стека. Это конечно неприятно, что все приходится делать вручную, но что делать. Ведь нет никого в памяти компьютера, кроме нас и BIOS. go:
mov ax, #0x60
; Сегменты для данных ES и DS зададим в 0x60
Наконец можно вывести победное приветствие. Пусть мир узнает, что мы смогли загрузиться. Поскольку у нас есть все-таки еще BIOS, воспользуемся готовой функцией 0x13 прерывания 0x10. Можно конечно презреть его и написать напрямую в видеопамять, но у нас каждый байт команды на счету, а байт таких всего 512. Потратим их лучше на что-нибудь более полезное.
mov cx,#18
Функция write_message выгдядит следующим образом write_message:
push cx
mov bx,#0x0007
; Параметры выводимых символов : видеостраница 0, аттрибут 7 (серый на
черном)
pop dx
ret
А сообщение так boot_msg:
К этому времени на дисплее компьютера появится скромное "Booting
data ..." . Это в принципе уже "Hello World",
но давайте добьемся чуточку большего. Перейдем в защищенный режим и выведем
этот "Hello" уже из программы написаной на C.
Ядро 32-разрядное. Оно будет у нас размещаться отдельно от загрузочного
сектора и собираться уже gcc и gas. Синтаксис ассемблера gas соответсвует
требованиям AT&T, так что тут уже все проще. Но для начала нам нужно
прочитать ядро. Опять воспользуемся готовой функцией 0x2 прерывания 0x13.
recalibrate:
call read_track
; вызов функции чтения ядра
bad_read:
Сама функция чтения предельно простая: долго и нудно заполняем параметры, а затем одним махом считываем ядро. Усложнения начнуться, когда ядро перестанет помещаться в 17 секторах ( то есть 8.5 kb), но это пока только в будущем, а пока вполне достаточно такого молниеносного чтения. read_track:
mov di, #SYSSEG
; Определяем
pop ds
Вот и все. Ядро успешно прочитано и можно вывести еще одно радостное
сообщение на экран.
next_work:
call kill_motor
; останавливаем привод дисковода
Вот содержимое сообщения load_msg:
А вот функция остановки двигателя привода. kill_motor:
mov dx,#0x3f2
pop ax
На данный момент на экране выведено "Booting data ...done" и
лампочка привода флоппи-дисков погашена. Все затихли и готовы к смертельному
номеру - прыжку в защищенный режим.
Для начала надо включить адресную линию A20. Это в точности означает,
что мы будем использовать 32-разрядную адресацию к данным.
Выведем предупреждающее сообщение, о том, что переходим в защищенный режим. Пусть все знают, какие мы важные. protected_mode:
(Сообщение: loadp_msg:
) Пока еще у нас жив BIOS, запомним позицию курсора и сохраним ее в известном месте ( 0000:0x8000 ). Ядро позже заберет все данные и будет их использовать для вывода на экран победного сообщения. save_cursor:
seg cs
Теперь внимание, запрещаем препывания (нечего отвлекаться во время такой работы) и загружаем таблицу дескрипторов cli
lgdt GDT_DESCRIPTOR
; загружаем описатель таблицы дескрипторов.
У нас таблица дескрипторов состоит из трех описателей: Нулевой (всегда должен присутствовать), сегмента кода и сегмента данных .align 4 .word 0
.align 2 GDT:
.word 0xFFFF, 0
; Номер 8: дескриптор кода
.word 0xFFFF, 0
; Номер 0x10: дескриптор данных
Переход в защищенный режим может происходить минимум двумя способами, но обе ОС , выбранные нами для примера (Linux и Thix) используют для совместимости с 286 процессором команду lmsw. Мы будем действовать тем же способом
mov ax, #1
jmpi 0x1000, 8
; Затяжной прыжок на 32-разрядное ядро.
Вот и вся работа загрузочного сектора - немало, но и немного. Теперь мы попрощаемся с ним и направимся к ядру. В конце ассемблерного файла полезно добавить следующую инструкцию.
.org 511
В результате скомпилированный код будет занимать ровно 512 байт, что
очень удобно для подготовки образа загрузочного диска.
3. Первые вздохи ядра (head.S)
Мы собственно зададим правильные значения сегментов для данных (ES, DS, FS, GS). Записав туда значение соответствующего дескриптора данных. cld
Проверим, нормально ли включилась адресная линия A20 простым тестом записи. Обнулим для чистоты эксперимента регистр флагов. xorl
%eax,%eax
pushl
$0
Вызовем долгожданную функцию, уже написанную на С. call
SYMBOL_NAME(start_my_kernel)
И больше нам тут делать нечего. inf: jmp
inf
4. Поговорим на языке высокого уровня (start.c)Вот теперь мы вернулись к тому с чего начинали рассказ. Почти вернулись, потому что printf() теперь надо делать вручную. поскольку готовых прерываний уже нет, то будем использовать прямую запись в видеопамять. Для любопытных - почти весь код этой части , с незначительными изменениями, повзаимствован из части ядра Linux, осуществляющей распаковку (/arch/i386/boot/compressed/*). Для сборки вам потредуется дополнительно определить такие макросы как inb(), outb(), inb_p(), outb_p(). Готовые определения проще всего одолжить из любой версии Linux.Теперь дабы не путаться со встроенными в glibc функциями, отменим их определение #undef memcpy
Зададим несколько своих static void puts(const char *); static char *vidmem = (char *)0xb8000;
/*адрес
видеопамати*/
И начнем ,наконец, писать код на языке высокого уровня... правда с небольшими
ассемблерными вставками.
/*функция перевода курсора в положение (x,y). Работа ведется через ввод/вывод в видеопорт*/ void gotoxy(int x, int y)
/*функция прокручивания экрана. Работает, используя прямую запись в видеопамять*/ static void scroll()
memcpy
( vidmem, vidmem + cols * 2, ( lines - 1 ) * cols * 2 );
/*функция вывода строки на экран*/ static void puts(const char *s)
x =
curr_x;
while
( ( c = *s++ ) != '\0' ) {
gotoxy(x,y);
/*функция копирования из одной области памяти в другую. Заместитель стандартной функции glibc */ void* memcpy(void* __dest, __const void* __src,
for
(i=0;i<__n;i++) d[i] = s[i];
/*функция издающая долгий и протяжных звук. Использует только ввод/вывод в порты поэтому очень полезна для отладки*/ make_sound()
movb $0x0D, %al\n\t
movb $0x11, %al\n\t
inb $0x61, %al\n\t
");
/*А вот и основная функция*/
lines
= 25;
/*считывается предусмотрительно сохраненные координаты курсора*/
/*выводится строка*/
/*уходим в бесконечный цикл*/
Вот и вывели мы этот "Hello World" на экран. Сколько проделано работы, а на экране только две строчки Booting data ...done
Немного, но и немало. Закричала новая операционная система. Мир с радостью
воспринял ее. Кто знает, может быть это новый Linux ...
5. Подготовка загрузочного образа (floppy.img)
Для начала соберем загрузочный сектор. as86 -0 -a -o boot.o boot.S
Обрежем заголовок 32 битный заголовок и получим таким образом чистый двоичный код. dd if=boot.img of=boot.bin bs=32 skip=1
Соберем ядро gcc -traditional -c head.S -o head.o
При компоновке НЕ ЗАБУДБЬТЕ параметр "-T" он указывает относительно которого смещения вести расчеты, в нашем случае поскольку ядро грузится по адресy 0x1000, то и смещение соотетствующее ld -m elf_i386 -Ttext 0x1000 -e startup_32 head.o start.o -o head.img Очистим зерна от плевел, то есть чистый двоичный код от всеческих служебных заголовков и комментариев objcopy -O binary -R .note -R .comment -S head.img head.bin И соединяем воедино загрузочный сектор и ядро cat boot.bin head.bin >floppy.img Образ готов. Записываем на дискетку (заготовьте несколько для экспериментов, я прикончил три штуки) перезагружаем компьютер и наслаждаемся. cat floppy.img >/dev/fd0
6. Е-мое, что ж я сделал (...)
|